Предлагаю участникам в течение недели высказать замечания и предложения. Направить планирую в следующие выходные.
123001, город Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11
От:
Запрос о разъяснении отдельных положений законодательства о рекламе
применительно к публикации гражданами объявлений о покупке и продаже товаров садово-огородного назначения на специализированных интернет-ресурсах.
1. Обстоятельства, послужившие причиной направления запроса.
У журнала о садоводстве и огородничестве имеется сайт в сети Интернет. К этому сайту прикреплён веб-форум, на котором читатели журнала обсуждают различные вопросы садово-огородной тематики.
Среди прочего, на данном веб-форуме имеется раздел (тема) «Доска объявлений» для размещения читателями предложений о покупке и продаже ими товаров для ведения садоводства (в том числе, от граждан-питомниководов, которые занимаются производством таких товаров на профессиональной основе).
Типичное предложение в этой «Доске объявлений» состоит из следующих элементов:
- тип товара (например, «саженцы», «черенки», «рассада», «семена» и т.д.);
- вид и сорт товара (например «яблоня Жигулёвское», «вишня Шоколадница», «земляника Лорд», «арбуз Жёлтый Гигант» и т.п.);
- цена за единицу товара (например, 200 рублей за черенок, 500 рублей за саженец и т.п.);
- сопутствующая информация о заказе.
Соответственно, стандартное объявление выглядит примерно как «продам черенки яблони Мельба, Белый налив, Московское зимнее – 100 руб., пишите в ЛС» или «есть в наличии саженцы ореха грецкого Идеал, 2-летка, 700 руб. за штуку, отправка в апреле».
При этом в других (профильных) разделах форума обсуждаются достоинства и недостатки таких товаров (а также, порой, достоинства и недостатки самих продавцов).
Также на данном форуме имеется раздел, в котором участники организуют совместное приобретение вскладчину промышленных удобрений и препаратов для борьбы с болезнями/вредителями, которые обычно недоступны в розничной продаже.
В этом разделе так же нередко обсуждаются преимущества тех или иных поставщиков и их предложений.
В связи с поправками 2022 года в законодательство о рекламе в части необходимости её маркировки, данные разделы были закрыты администрацией форума (поскольку администрация форума не имеет возможности обеспечить соблюдение участниками форума требований о такой маркировке).
Однако от участников регулярно поступают просьбы о возобновлении их работы, при этом многие участники высказывают сомнения в обоснованности отнесения их объявлений к рекламе, регулируемой данными поправками.
По этой причине просим дать разъяснения по следующим вопросам:
2. Вопросы, требующие разъяснения.
2.1. Следует ли считать рекламой объявление, которое, как указано выше, содержит только информацию о типе, виде, сорте и цене единицы товара?
Многие участники форума ссылаются на то, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признаётся только информация «направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке», тогда как указание типа, вида, сорта и стоимости товара такой направленности не предполагает.
Также они ссылаются на п. 2.2 ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где указано, что типовые объявления граждан о продаже товаров на специализированных сайтах рекламой не считаются.
Однако данное письмо утратило силу, а иное разъяснение по данному вопросу не обнаружено.
2.2. Если объявление, содержащее информацию о типе, виде, сорте и цене единицы товара следует считать рекламой, то возможно соблюдение требований о маркировке такой рекламы путём однократного указания соответствующих сведений в начале соответствующего раздела форума?
Согласно пп. 16 и 17 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы.
Для участников форума (многие из которых являются пожилыми людьми и по большей части не обладают познаниями в данном вопросе) соблюдение данных требований крайне затруднительно.
При этом администрация форума имеет возможность однократно разместить соответствующее сообщение в закреплённом комментарии в начале указанного раздела, однако из рассматриваемых норм неясно, будет ли этого достаточно, учитывая, что объявления могут размещаться различными гражданами.
2.3. Следует ли считать рекламой объявление, которое, как указано выше, содержит информацию о стоимости и преимуществах удобрений и препаратов от тех или иных производителей или поставщиков, но размещено без их ведома и направлено на информирование участников закупки для согласования общего выбора?
Данный вопрос связан с тем, что определение рекламы, данное в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», не содержит указания на то, что реклама, как «информация, направленная на привлечение внимания и поддержание интереса к товару», должна исходить именно от его производителя или поставщика.
Вместе с тем, граждане, размещающие такую информацию, по сути, просто оставляют отзывы о товаре, не получая от этого какой-либо личной выгоды. Соответственно, возникают сомнения, соответствует ли отнесение подобных объявлений к регулируемой законом рекламе смыслу такого регулирования.
Ответы прошу направить на адрес электронной почты: